Ковер – главная составная часть разного интерьера. Обратимся к истории появления ковров. На Западе ковры веками считались очень дорогим изделиями, нужными в бытовых условиях, украшающими дом. На востоке ковер являлся кладовкой культурной информации.
Ковер для напольного покрытия — фото
Ковер собой представляет эстетическое, эмоциональное, религиозное олицетворение народного искусства. Связано это с кочевым жизненым образом и мировоззрением населений украины. Для кочевников ковер благодаря универсальности и прочности имел огромное значение в бытовых условиях. Легко переносимый, ковер целиком удовлетворял мусульман в связи с каждодневной молитвой, обеспечивая «чистое» свободное место.
При распространении ислама ковры начали скрашивать отвлеченными узорами набожной символики, следуя иконоборческой обычаи. Во многих регионов азии ковер считается священным объектом, показывающим его связь с конкретной культурой. В античности ковры применялись по большей части для напольного покрытия. Самый устаревший ковер в мире хранится в эрмитаже, время его создания – около V столетия до н.Э., ориентировочно он был выполнен в высокоразвитом армянском царстве урарту. Вытканные на коврах узоры имеют важное значение, которое невозможно обойти вниманием при приобретении такого изделия. Многие символы орнаментального декора несут глубокий толк.
Таким считается зооморфный и растительный характер иконографии ковров, проходящий собственными корнями в эру языческих культов, наделявших изображения того либо другого животного или растения охранительными функциями. Так зороастризм был официальной религией персов до прихода ислама. Из птиц нередко могут встречаться изображения орла (символ мощи и царского плюсы), павлина, петуха (символ пробуждения жизни), птицы симург (символ бессмертия).
В декорировании с животными могут встречаться символы барана и козла. Порой небольшое пространство ковра и техвозможности ткачества не дают возможность изобразить животное полностью, потому образно говоря изображалась часть тела создания, приобретая геометрические формы. Ключевой иконографической темой фитоморфного орнамента служит изображение древа жизни. Для азиатских племен флора редких оазисов говорила о наличии воды нужной для выживания в пустыне. Благодаря этому растущее дерево — символ плодородного оазиса, символ жизни.
Также буйство растительности в иконографии персидских ковров связывалось с идеей рая как цветущего сада. В геометрическом орнаменте древо жизни изображается в форме якоря. Древним считается сюжет с рисунком 2-ух птиц по обоим бокам древа жизни. С пришествием ислама древо жизни заменила цветочная ваза с соловьями по двум сторонам. Этот сюжет отражается в орнаменте зеллолсолтан. Он стал метафорой возвышенной любви, в которой влюбленные сравниваются с цветами и соловьем. Гранатовое дерево – самый распространенный тема восточного ковра. Его изображение встречается и в исламской иконографии, и в китае.
Гранатовое дерево для роста просит по минимуму влажности, способно произрастать в засушливой пустыне, другими словами считается небольшим чудом природы. В геометрическом узоре ковром часто можно встретить свастика (зазубренный крест). В самом центре многих композиций геометрического орнамента размещается восьмиугольная звездана основе свастики. Многие индоевропейские народы исповедовали политеизм, небо для кочевников было постоянным ориентиром, а свастика собой представляет центр неба, с исходящими лучами.
К строгим символам ислама относятся рука фатимы, куфический узор, который применяют на кайме анатолийских ковров. Он воспроизводит в адаптированном виде буквы стародавнего арабского алфавита, которым мусульмане придают большой сакральный толк. Также в декорировании ковров изображают элемент архитектуры михраб — ниша, какая в мечети постоянно обращена в сторону священной мекки. В иконографии китайских ковров эмблемам, знакам и символам уделяют огромное значение, ведь сама письменность китая состоит из знаков. Декор китайских ковров ограниченный, композиция не загружена компонентами. Некоторые сюжеты на монохромном фоне считаются характерной особенностью культуры Китая, китайцы не испытуют ужаса пустоты. Изображение дракона не считается для населения украины символом зла.
Дракон – мифическое животное, которое приносит счастье, и также считается носителем царского плюсы. Много внимание в искусстве китая уделяют прославлению природы, этим поясняется симфония цветения в узорах китайских ковров. Символичны изображения лотоса (символ чистоты и лета), нарцисса (символ зимы и добрых надежд), цветка персика (символ весенней поры и регенерации), хризантемы, пиона, терновника, бамбука. Из представителей животного мира в иконографии китайских ковров есть лошадь (символ храбрости), олень – символ силы, ласточки, аист, летучие грызуны. Религиозное значение имело изображение собаки фо, как гласит предание она охраняет сон будды.
Также могут встречаться мифические изображения единорога (символ мудрости), птицы феникс. Натуральные явления продемонстрированы в свойственном сюжете «ожерелье туч», который свойственен для ковров работы сделанной руками. К светлым религиозным символам относится изображение инь и янь, заимствованное из даосизма. Подбирая ковер необходимо помнить о собственной культурной принадлежности, религиозных и художественных воззрениях.
Текст — lenagu